ВОЗВРАЩЕНИЕ
БЛУДНОГО СЫНА
Я вернулся в отеческий дом. В
нём по-прежнему мало смысла.
Буду жить как положится.
Никак не положится, - вновь коромысло
разобью и убуду. По дороге я
сбросил в колодец игральные кости.
В ту же реку вхожденье возможно,
но подобно хожденью к погосту.
Я вернулся. В реке повторилась
вода. Потому что кругла,
словно крышка колодца, земля. И
мала. Потому что угла
не бывает у круга, где можно
укрыться. А с круга упасть
можно только в себя, где и нечего
делать, и негде пропасть.
Я свалился в себя, но раскаянья
глупого нету в душе.
Есть такая усталость в плоти, что
ничто не осталось уже
как обречь её на непорочность и
пасть на колени,
угодив притяженья земного закону,
а не моленью.
За пределами отчего дома, в
котором так плохо со смыслом,
мне жилось, как в пределах: ни
сладко, ни кисло.
Не обидно и то, что нигде не нашёл
- и уже не найти
ни души - чтобы с ней затеряться в
бесцельном пути.
Вспоминается только картина
бескрайнего поля
и языческий хор журавлей,
голосящих о воле
над пространством, где сгинуло
время, сгущаясь в печаль,
где внезапно я в гневе и страхе,
как птица, вскричал.
Я вскричал от прозренья: любое
движение - прочь,
а любое прибытье - убытья мечтой
занемочь.
И - сквозь мрак непроглядный,
ничто, почерневшее в ночь, -
мне до отчего дома себя удалось
доволочь...
А поднявшись с колен, я забыл и
простые слова,
превратившись в поэта, постигшего
суть мастерства
в различеньи не-слышанных звуков,
не-виденных снов,
растворившихся в нём, как на
площади - шайка воров.
Я вернулся давно. У окна
восседаю - невесел и сед.
Поедаю свой хлеб, попиваю вино что
приносит сосед.
Дожидаюсь беды в тишине... Но
сосед мой порой,
обещает, копаясь в носу, что
спасение не за горой.
(Пер. Н.Джин)
МАРИЯ
МАГДАЛИНА
Смыслом слово не светит.
Дребезг. Фразу знобит.
Всё, что разум приметит, -
сердце не сохранит.
Пусто сердце. Белея
наготой, в темноте
станешь, тупо глазея,
как бесчинствуют те.
Если заживо губят,
смерть - желанная весть.
Он один приголубит -
но оставит, как есть.
Из строки вырвать слово -
как из рыбы плавник.
В покаянь? основа -
грех, что в душу проник.
Тот и этот склонится,
проводив Его в путь,
ты запомни их лица,
но бесстрастной пребудь.
Как пойдёшь из Магдалы,
всякий ухарь за твой
расфуфыренный, шалый
вид отдаст золотой.
Подмигнёт ли отпетый
бабник (дома жена)
и поманит монетой, -
ты пошлёшь его на.
Камень старая дева
для тебя припасла.
Сколь мертво её чрево,
столь душа её зла.
Абимелех* твой хворый
поднесёт им гвоздей
для креста их позора
и утраты твоей.
Ни открытость к потере,
ни свободу дышать,
в трезвый выбор не веря,
он не в силах прощать.
Тс-с, Мария, ни всхлипа.
Боль нас освободит.
Кроны летняя кипа
помнит, что облетит.
Сядешь в чёрных одеждах,
Магдалина, своих, -
среди дней безутешных
Назаретский Жених,
Магдалина, предстанет,
и явившись едва -
Он к любви нас притянет
и к созвучью слова.
Смыслом слово проступит,
когда всех супротив
пред тобой Он потупит
взгляд, слезу обронив.
*
Абимелех - отец Марии Магдалины
(Пер. Вл. Гандельсман)
КРЕЩЕНДО
Плач Марии Магдалины по
Иисусу
Слишком долго! Короче, короче
давай, не дли.
Вроде крика чайки, крика её вдали.
Ту сермяжную правду, что в гору, в
гору, в пыли,
тащит задницу, - в задницу и пошли.
Ту сермягу, что в гору, с
крестом, в пыли,
нерадивым шагом, шагом, подмётки
стоптав... Мели
раболепное что-нибудь, кланяйся
господам земли.
Не водись с делягами: все они там
врали.
Пусть рядят и судят, рядят и
судят. Ей-ей,
лучше быть одному, одному, чем
пасти свиней
иль, скосив глаза, глаза с высоты
своей,
с высоты распятья услышать:
“Распни, убей!”
Лучше cкука, чем дрожь или
смерть. Глупей
быть трагической ложью, чем просто
никем. Ничей.
Для Того, Кто “Мой!” шипит, не
зная что из очей
вдруг пролил?сь, - и нет её
горячей.
Будь уж лучше как пращур,
пращур Твой Авраам,
что во гневе сына волок: “Предам,
как ягнёнка его огню, мол, я
предан Тебе...” - а там
сын, глядишь, убёг под шумок, и -
никто за ним по пятам.
(Пер. Вл. Гандельсман)
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ
На Рождество мир посторонний
весь
составлен из полярных отстояний.
Как если б грунт под красками
исчез,
оставив на холсте лишь боль. Или
сплошное ликованье.
И привкус - то горчит во рту, а то
всё сластит рот.
И запах - то далёкий, то наоборот.
И напролёт на Рождество одни
рыдают, а другие нет -
хохочут. Все, как псы, слепы на
третий цвет.
***
За городской чертой, в кофейне
мексиканской,
никто не думает горланить, гимны
распевать.
Под тихий перезвон стаканов с
не-шампанским
тут вспоминают тихо что приятно
вспоминать.
Но в каждой позе замкнуто какое-то
пространство.
И каждый, как овца на пастбище, -
с собой наедине.
Блаженство на лице у каждого.
Блаженство транса.
И ни один из них не восклицает:
“Истина в вине!”
***
В такую ночь никто не замечает
как неустойчив снов узор.
Как мысль густеет постепенно и
твердеет.
Как голоса - внутри, снаружи ли -
сливаются в единый хор.
И как надежды и иллюзии
редеют.
И как сквозь дымку - деревом без
кроны - проступает
сама реальность. Память вместе с
дымкой отступает.
В такую ночь приходит пониманье,
что начинанью суждено остаться
начинаньем
и что судьбы не надо верить
обещаньям.
***
В конце моей же улицы, в одном
из зданий,
В окне, пульсирующем светом ёлки
новогодней,
мужчину вижу. И камин. Огня его
мерцанье.
Её ещё. Жену... Вино не сделало её
свободней.
В глазах её - подобострастье. Не
любовь.
В рождественскую эту ночь у них -
по прежней паре глаз.
Один - для правды, а другой - для
лживых фраз.
Христос родился, но они не
понимают вновь -
погас светильник жизни в них иль
не погас.
***
Рождественская ночь застала
всех врасплох,
кa? некогда застала жизнь.
Зачем - неясно.
Звезда зажглась неровным светом. А
потом был вздох.
Ещё потом она погасла.
Между двумя скалистыми холмами
блестел когда-то ручеёк. Он
убывает.
Дитя моё, что не даёт рожденья -
убивает.
***
За эту ночь рождественскую снег
не выпал.
И белизна его не приглушила боли,
всхлипов.
Ничто с небес не опустилось для
покрытия вины.
Один лишь Авель, как послышалось,
вымаливал прощенье
за брата Каина у Бога. Или он к
отмщенью
призвал Его в такую ночь - без
белизны?
Когда казавшееся сложным
банальнейшее из значений
вдруг выказало. Как - окно с
неоновым свеченьем.
***
Ещё послышалось - младенец
белоснежный плакал в эту ночь
Под чёрным небом с вытканной на
нём единственной звездой -
Той самою, что Времени не тратит
моль.
И в дважды мною проклятом
уменьи
смотреть на всё вторичным зреньем
Я разглядела, что вдали зияет
боль.
Она помочь
сумела мне в воспоминаньи
моих истраченных переживаний.
Она навеяла, что тьма чистейшая и
есть чистейший свет.
А я в ответ
вскричала “Прочь
от этой истины беги, Мария! И
плодись!”
Поскольку истины любые к
воображённой лжи свелись.
***
В ту ночь я убежала далеко.
Насколько было мочи.
А небосвод висел невысоко.
Тяжелый очень.
Я убежала из ночной кофейни,
в которой голубь отдыхал
картонноликий
и - дама средних лет, что источала
запах кинамона и гвоздики.
Она не видела лица супруга, его
поглаживая правою рукой.
Потом он повернулся - и любовь её
прошла: сняло рукой.
А я, не поборов себя, безадресным
бежала бегом
в ту ночь, не знающую белизны, не
знающую снега.
***
Между двумя скалистыми холмами
бежал когда-то узкий ручеёк. Он
убывает.
Дитя моё, что не даёт рожденья,
убивает.
У ручейка старик сидел. Печалился
о юности прожжённой.
Что ложь такое есть? Не лик ли
истины воображённой?
(Пер. Н. Джин)
А
ЧЕМ ИСТОРИИ ХВАЛИТЬСЯ?!
А чем истории хвалиться?!
Пустою чередой событий,
имён и дат, уменьем длиться
и помнить судьбы тех и лица,
кого в свою взяла обитель.
Ещё хвалиться может ритмом,
лишённой смысла, то есть рифмы.
Бессмысленными мятежами.
И ненадёжными щитами.
И между веками веками
непросыхавшими слезами.
И Избавителями теми,
которые на вид без тени
сомненья или сожаленья -
по сути дела же - в смущеньи
предоставляли избавленье
толпе, просившей не прощенья
и не спасенья во Христе,
а смерти на Его кресте.
(Пер. Н. Джин)
|