YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ

яна джин

Меняясь Местами

(Trading Places)
Moscow News

Фридрих Ницше пришел к выводу, что женщина суть вторая по счету ошибка Бога. Что же касается первой, мужчины, философ научил его каждый раз перед визитом к женщине вооружаться розгами. Ницше жил давно, но женское население державы, в которой я проживаю, Америки, до сих пор держит на лице гримасу от несказанного ужаса, в который некогда ввергла его подобная мудрость. В знак крайнего неуважения к великому мыслителю, точнее, как бы для того, чтобы показать городу и миру, что он ею не прощен, каждая американка считает необходимым поморщиться при упоминании его имени. Происходит это, правда, редко не столько благодаря всеамериканскому табу на неприятное или всеженскому недоверию к "нелучезарным" ужимкам, сколько благодаря тому, что с именами философов "каждая американка" знакома не лучше, чем с жизнью на Марсе. Так же, впрочем, обстоит дело и с "каждым американцем": если в кои веки раз он - пусть даже с целью облегчительного выделения из мозгов всякого рода бульварных нечистот, - и "наведается" вдруг к тому же Ницше, то либо он воинствующий холостяк, либо же практикует грех женоненавистничества втайне. Но вот в державе, в которой я родилась и в той же России, неучтивая ницшеанская мудрость особого фурора не произвела бы. Более того, ей придали там чуть ли не поговорочную "освященность": "Бьёт, - значит любит!" Дескать, розги, которыми мужчина вооружается перед визитом к женщине, суть атрибут любви.

Хотя сам Ницше, как известно, посвятил жизнь не избиванию избранниц, подавляющее большинство ничем не примечательных Джонов и Иванов с превеликим удовольствием секло бы заднице собственных спутниц по жизни. Отнюдь не из извращенческой эротомании. И вовсе не только по причине извечно испытываемого ими острого дефицита в выборе "переживательных" или "содержательных" занятий. Нет, согласно новейшей статистике, взаимная  неудовлетворенность мужчин и женщин обрела на Западе невиданные ранее масштабы. В Америке, например, процентная величина разводов растет с бешеной скоростью:  уже сегодня каждый второй брак оказывается на поверку тем, на что и намекает своим именем, - "негожим". Местные - патологически падкие до  барышей - предприниматели от индустрии массового действа предлагают даже включать разводные церемонии в традиционные меню американских "гуляний". Стоит ли удивляться, что население, составленное (как ему и положено), из сплошных, то есть первых и вторых, ошибок Всевышнего и "умудренное" (как ему и положили) сплошными же в своей низкопробности глянцевыми журналами,  - стоит ли удивляться тому, что народ относится к этой нарождающейся "революционной традиции" с неподдельным энтузиазмом. Что же касается более "вдумчивых" служителей Господа, священников и раввинов,  - эти зашибают на разводных обрядах куда больше бабок, чем когда-либо раньше. Одним словом, пока консерваторы от церкви или государства, пытаясь вдолбить в народную башку "нетленные" истины о "семейных ценностях", барабанят по ней обеими кулаками, правым и крайне правым, - спаренные в браке "Господни ошибки" столь же дружно и "колонно" шествуют собственным маршрутом. К кострам, в которых они сжигают уродливые, на их глаз, выкидыши любви, - "брачные свидетельства"!

Согласно той же, недавно же обнародованной тут, статистике, Россия, однако, крупно проигрывает Западу "разводное" состязание и плетется чуть ли не в самом хвосте означенной колонны. Махровые американские говоруны от церкви голосят теперь во всю Ивановскую, взывая к соотечественникам сподобиться Божьей милости посредством уподобления бывшему супостату. При этом, правда, "доблесть" россиян толкуется ими по-своему: сенаторы типа Джесси Хелмса, известного нетерпимостью ко всему сколь-нибудь отличному от Джесси Хелмса, или народные представители типа Тома Дилея, известного в народе же под кличкой "новый Маккарти", приписывают рекордно низкий разводный рейтинг России... Рональду Рейгану. Это он, мол, душенька Ронни, единолично и взорвал Железный Занавес, после чего  благовоние церкви и страх Господний пробились наконец и в Россию, наполнив собою души и телеса мирян.

Менее бешеные и сумасбродные конгрессмены, которые, к счастью, пока еще составляют большинство, придерживаются, по существу, того же мнения: ему, гибели коммунизма и обязан, дескать, своим рождением тот факт, что браки на территории бывшего СССР длятся дольше, чем в той же Европе. При этом "ответственность" за это явление возлагается ими не на (предположительно) смертного Ронни, а на более долговечную субстанцию, - деньги. Логика рассуждений не ахти как сложна и в этом случае: на протяжении семи десятка лет существования советской империи женщины пользовались равными материально-социальными правами и шансами с мужчинами, а потому им, первым, ничего не стоило растить потомство без помощи последних (которых, предположительно же, Ницше все равно назвал бы "первыми по счету..."); следовательно, высоким должен был быть тогда и "разводный процент". За последние десять с лишним лет, однако, ситуация, мол, резко изменилась: настоящие мужчины стали основными кормильцами (чтобы не сказать "грабителями") в семье, оставив россиянкам незавидную возможность интерпретировать рукоприкладство россиян как изъявление любви.

Мне лично тоже думается, что отнюдь не внезапный страх перед Господом заставляет россиянок "молчать себе в тряпочку" и не рваться на свободу из преимущественно непрочных пут своих преимущественно зыбких браков, которые, впрочем, ни в каком другом обществе не выстояли бы под тяжестью того губительного лишнего груза, который образуется за счет по-российски "неотшлифованного", покрытого давнишней ржавчиной, брачного этикета и частых супружеских измен. Страх не перед Господом, а перед голодом и нищетой, - вот что прежде всего и удерживает россиянок от разводов. Именно он, денежный фактор, и позволяет американкам разводиться при первейшей же им измене. И малейшей. У них сегодня достаточно банкнот для того, чтобы... не изменять собственным прихотям.

Жизнь сыграла с женщинами горькую шутку: пока "каждая американка" крутилась на кухне в цветастом переднике и жарила котлеты своему чересчур разжиревшему "каждому американцу", советские женщины строили мосты и руководили фабриками. Самая дерзкая фраза, которую в 1950-ых годах отважилась бы произнести американка, не могла звучать грубее, чем "Котик, можно я приготовлю тебе, миленький, дринчок?" Чаще всего котик не унижался до членораздельного ответствования и только мычал. Ситуация, мягко говоря, изменилась. И изменилась она благодаря феминистскому движению. Точнее, - феминистскому требованию о равной с мужчинами денежной плате женщинам. Набив сумочки златом да серебром, американки ударились, между тем, в такие крайности, что я и сама, не переставая являть собою "вторую по счету ошибку Бога", схватила бы порой розги и устроила бы им взбучку. В конце концов, как долго можно бездейственно терпеть присутствие какого-нибудь создания с женскими половыми признаками, единственное достижение коего сводится исключительно к аккумуляции  целлюлитных отложений в тазобедренной области?! Причем, - присутствие многошумное! И требующее многошумно же отмечать его символами любви и почтения, которыми древние греки баловали Афродиту!

В отличие от греческой богини, этим "настойчиво присутствующим" американкам удалось, увы и ах, добиться высоких окладов. "Увы и ах" я произношу еще и от имени... ультра-консервативных глашатаев "семейных ценностей". Им давно уж пора выбросить на помойку всякого рода фразеологический (точнее, идеологический) мусор - и вместо того, чтобы (пусть даже внятно) читать нравоучения своей пастве, самим внять той дельной мудрости, которую политический гуру Била Клинтона увековечил в обращенном к нему лозунге: "It's economy, stupid!" - "Секрет, болван, в экономике!" Действительно, поборники "семейных ценностей" могли бы легко продлить и укрепить браки по всей державе, когда бы, заткнувшись наконец, догадались состряпать и протащить в Конгрессе особенно "жирную" налоговую поблажку для супружеских пар.

Не в пример бывшему президенту, нынешние "ультра"-преданные Христу политиканы, являются прежде всего истыми болванами и надеются не на экономику, а на Бога, который, как засвидетельствовал тот же Ницше, давно уже почиет в бозе. Вот почему я каждый раз протестую, когда слышу, будто американцы относятся к американкам несравненно более "чутко", чем россияне к россиянкам. Не спорю, - американцы отличаются от россиян меньшим хамством в общении с женщиной, но происходит это лишь потому, что проявлять равную долю хамства они себе позволить не могут. А не могут позволить только потому, что это им не позволяется.

Вот почему я и надеюсь, что рано или поздно россиянки снова позволят себе роскошь "делать ручкой" своим "первым половинкам", хотя столь же искренне я желала бы, чтобы при этом они не ссылались на причину, которую то и дело называет "каждая американка": "the lack of private space", "ущемление личностной территории". Хотя нынешняя Россия уже инфецирована пошлыми журнальчиками так же глубоко, как Америка, россиянкам, так же, как и американкам или всем на свете дамам, давно следовало бы уяснить себе, что этой вещи - "личностной территории" - в природе не существует. Изначально территория существует только неличностная. Нечастная. Общая. Точнее, та, которою всем на свете вещам, явлениям и созданиям назначено пользоваться сообща, - идет ли речь о деревьях, о зданиях, о пыли, о животных или, наконец, о нас с вами, - об ошибках Всевышнего. Но если так уж сложится, что россиянкам непременно захочется объяснять свои разводы какою-нибудь расхожей фразой, то почему бы им не взять ее на вооружение из фильма "Trading Places", "Меняясь местами": "Because I no longer liked his stinking looks!" - "Почему я развелась? Да мне просто обрыдла его пошлая морда!"


к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz