YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ

яна джин

Выгоды пребывания

(The Profit Of Living)
Moscow News
November, 2000

                 На протяжении последних недель Америка, затаив дыхание, следила за цирковым представлением, именуемым тут "президентские выборы". Оба главных клоуна выдали такие кренделя, что никому уже нету дела до происходящего за пределами нашей - самой совершенной в мире! - демократии. Например, когда месяц назад в Нидерландах было принято исторически важное решение о легализации евтаназии (безболезненной смерти), то в американских газетах место для этого сообщения нашлось лишь в самых "темных" уголках. Причем, - мелким шрифтом. Правда, где-то в штате Огайо эта новость спровоцировала демонстрацию протеста. Демонстрировали не многие, - этак двадцать... душ. В основном души эти были заправлены в плоть объемистых и толстозадых домохозяек, а все эти домохозяйки принадлежали организации "Нравственные христиане выступают за жизнь". Выглядели христианки столь отвратно, что телезрители в ужасе и мгновенно "бежали" на другие каналы, которым оказалось плевать на то покончит с собой или нет сия жирная двадцатка. 
                 Местная полиция разогнала зилоток по домам и наказала им заткнуться на том основании, что их громкие протестации из Огайо против "врачей-убивцев" вряд ли услышат в нидерландском парламенте. Они, патриотически мыслящие (?!) полицейские, объяснили также преданным церкви дамам, что вместа гнева, направленного на нидерландцев, тем следовало бы преисполниться гордостью за американцев, "голоса коих сейчас и всегда так тщательно подсчитываются". Что касается самой церкви, именно она - хотя ее и не просят - с тщательной же периодичностью и оглашает идею, не позволившая огайским домохозяйкам усидеть дома и не имеющая ничего общего ни с рассудком, ни с состраданием. 
                 Ватикан огласил загадочную энциклику, призвавшую нидерландских христиан отступиться от практики "добровольных самоубиений, ибо убиение - дело рук Господних: Ему решать какой жизни должно завершиться". Поразительно другое: католическая церковь начинает звучать точь в точь как Джордж Буш! Вплоть до того, что я готова поверить последнему: именно Иисус Христос, - наряду, конечно же, с Рональдом Рэйганом - и перевернули всю его жизнь! Мне, однако, кажется еще, что Ватикану самое время избавиться от своих безнадежно устаревших спичрайтеров (чтобы не сказать "безнадежно постаревших ораторов"), а вместо них нанять "быстроумных" стряпчих, которые в силу профессиональной необходимости обладают более адекватной информацией касательно объективной реальности. Если бы, во-первых, ватиканские служители Всевышнего обрели вдруг дальнозоркость и научились высматривать объективную реальность, простирающуся за далеко пределы своего Святого Града аж до самих Нидерландов, то они заметили бы, что число "практикующих" христиан в метрополиях этой страны вряд ли превышает число Христовых апостолов. Исходя из чего, их несогласие с мнением парламента мало что значит. 
                Во-вторых же, кто-нибудь да сообщит блистательным ватиканским схоластам элементарнейшую логическую "мудрость", согласно которой "самоубиение" только и может быть как "добровольным" и что богу в случае его всамделишнего существования бога (в чем нидерландцы, видимо, сильно сомневаются) следовало бы заняться чем-либо более полезным, чем занимался он до сей поры. Ему, например, следовало бы перестать наделять людей - "во славе Господней" - смертельными недугами, а затем оскорбляться, если некоторые из них возвращают ему в сердцах врученные им лицензии на существование. Или еще. Католикам, испокон веков сверлящих народу мозги своими байками о превечной жизни, вряд ли к лицу возмущаться всякий раз, когда какая-нибудь уставшая от земного пребывания душа поспешит на свидание ко всевышнему раньше, чем тот надумает ее призвать.
                  Право же, Ватикану любую из своих заповедей легче всучать той же АМА (Американской Ассоциации Медиков), чем традиционно либеральным Нидерландам. Эта АМА тоже категорически возражает против эвтаназии. И тоже - даже в тех случаях, когда речь идет о совершенно безнадежно больном человеке, доживающем последние часы в унизительных и несносимых страданиях. Между тем - в отличие от католической церкви, отсылающей ревнителя логического мышления к незримому вседержителю - она, АМА, являя собой традиционную и образцовую американскую институцию, ссылается в своем мнении на божество куда более доступное созерцанию. На деньги. 
                   Дело попросту в том, что евтаназия может лишить госпитали и врачей миллионы долларов, которые ежегодно стекаются к ним от пациентов и страховых компаний. А пускать на ветер миллионы долларов - дело просто-напросто антиамериканское. Причем, - невзирая на то, о чем идет речь. "Мы никогда не пойдем на то, чтобы выпихнуть пациентов из святая святых, из жизни!" Так объявил недавно один особенно сердобольный из нью-йоркских лекарей. Эти слова проняли бы, наверное, и меня, если бы не тот факт, что в этом краю не принято вспоминать о святая святых, о жизни, когда речь заходит о выпихивании неуплативших за квартиру человеков, в том числе и смертельно больных, из неуплаченной квартиры... на улицу. Меня в свете этого факта добросердечность американских врачевателей ни убеждает в себе, ни умиляет. В краю, где для пломбирования зуба стоматолог навязывает мне предварительное трех-недельное обследование организма, требующее тысячи долларов, и где к Рождеству еврейские торгаши продают агностикам расхожие среди последователей дзен "любовные бусы", - в таком краю нелегко уверовать в чистосердечность какой бы то ни было альтруистической или даже мало-мальски нравственной декларации. 
                  Евтаназию, по моему убеждению, недопустимо выносить за скобки законности. Ее недопустимо преследовать от имени закона. Если бы я, например, безнадежно заболела, если бы эта болезнь приносила мне несносимые страдания и если бы, наконец, я по-прежнему проживала где проживаю, в Штатах, - выбор показался бы мне легким: не-ассистированное врачом самоубийство.  К этому же выбору, кстати, к не-ассистированному самоубийству, я прибегла бы и в том случае, если бы жила в Нидерландах, поскольку вряд ли бы мне захотелось унести с собой в качестве прощального видения впихнутый в белый халат образ какого-нибудь Д-ра Ганса-Ван-Дер-Кто-То, впрыскивающего мне в вену смертельную инъекцию и бормочущего какую-нибудь хреновину на своем вандерском наречии. Вместо этого я бы собрала в собственных карманах последние деньги, а в собственном организме последние силы, помчалась бы на такси в район амстердамских красных фонарей, купила бы там себе "галлюциногенное курево" и позволила бы своему духу из меня выкуриться. 
                  Именно там, среди "отбросов" общества, среди той самой людской нечисти, которая - в отличие от большинства последователей Гиппократа - не получает прибыли от того, что является нечистью. Или - что тоже не исключено - в поиске приемлемой мне формы самубийства я бы просто стала метаться в агонии нерешительности. Или же, наконец, задыхаясь в том же амстердамском баре от смрада дымящихся наркотиков и пива, я бы вспоминала строчки из Дороти Паркер. Той самой, которая на протяжении своей тяжелой и печальной жизни не раз пыталась покончить с собой без постороннего ассистирования:
 От бритвы больно.
Река смердит.
 Яд невкусен -
 От него воротит.
 Пистолет - незаконно,
 В петле не взвыть,
 От газов - зловонно... 
      Ужели - жить?!       

to the main page
к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz