YANA DJINLETTERS FROM AMERICA ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ |
Говорят, что
дешевка - не просто недорогой, но особый вид товара и что торговцы
дешевками продают не товар людям, а людей товару: лишенные шанса его
расхваливать, они сбивают запросы покупателей. Недавний скандал вокруг
олимпийского золота по парному катанию на льду, точнее, недавний
спектакль, разыгранный в согласии с агрессивно удешевленной эстетикой
телесериалов, - очередное проявление этой торговой этики. Благодаря
накатанным комбинациям по обработке зрителей, американская публика,
известная своей забывчивостью и надёжно утомлённая теперь "глубинными"
экскурсами в психику исламских фундаменталистов, жаждет новых
скандалов. В пику опасному для имиджа корпоративной Америки скандалу
вокруг гигантской корпорации "Энрон", повенчанной с нынешней
администрацией, "образовался" новый. Скандал более "народный" и
"игровой". Место действия - Солт-Лейк Сити. По тарифным таблицам американского ТВ, этот скандал, раскрученный гневными тирадами ведущих американских телеведущих, воззвавших к "справедливости", то бишь к переадресованию золота от россиян к канадцам, скандал, увлажнённый "молодыми слёзами" канадской фигуристки, действительно оказался "сексапильнее" и "телегеничнее". Тем более, что драма завершилась голливудским аккордом: канадцам вручили-таки "особое" золото и возвели чуть ли не на тот самый пьедестал, который пестрит ликами новейших святых, обрамленными пожарными касками. Связь между "народом" и телевидением в Америке обусловлена, впрочем, отнюдь не жаждой святого. Наоборот: связь эта взаимопорочна. "Народное" мнение, фабрикуемое главным образом телевидением, диктует - в согласии со "священными" законами демократии - "речевое поведение" всех теле-вянных солдатиков. Что же касается информации, формирующей мнение "телевидиотов", и распределения солдатиков по экранам волшебных телекоробок, - контролем над этим "испокон веков" занимается политическая элита. Телевидение давно уже обрело в нынешней Америке роль, какую церковь играла в "лучшие" для неё века, - средние, точнее, "тёмные". В результате американец давно же воспринимает домашнюю телекоробку в качестве персонального амвона, телеведущих - в качестве посредников Всевышнего, а себя - в качестве божьего послушника, настолько свободного от необходимости мыслить, что в тех редких случаях, когда без мыслей не обойтись, он чувствует себя левшой, вынужденным орудовать правой. Между тем, после "сентябрьской революции", выявившей политическую и экономическую уязвимость дотоле казалось бы незыблемой американской "церкви", власти сочли необходимым уделить телевидению "ещё более особое" внимание. Параллельно с бомбёжками в Афганистане администрация развернула адекватно агрессивную телекампанию по обработке и своих собственных мирян. Новостные каналы и программы сорвали с себя священные маски информационного объективизма и ввязались в операцию в роли чуть ли не фланговых дивизий Пентагона. Виднейшие ведущие и телеколумнисты державы, половозрелые мужи, пережившие на своем веку не одну войну, все в один голос всхлипывали и рыдали перед камерой, когда речь заходила о нью-йоркских и вашингтонских жертвах. И все же "в один голос" молчали, когда речь... Впрочем, речь об афганских жертвах - в полном согласии с инструкциями из Пентагона - так никто завести и не осмеливался. Дэн Разер, например, авторитетный ветеран тележурналистики из CBS, глотая слёзы заверил телезрителей в своей безоговорочной преданности священной войне: "Одно слово Буша - и я готов отправиться на любой участок фронта! Пусть только он вякнет - куда!" Буш, видимо, посчитал 63-летнего Разера староватым для выполнения фронтовой миссии, каковая была доверена менее великовозрастному ветерану, - раздражающе амбициозному Херальдо Ривэре из воинственного телеканала Fox News. Прибыв в Афганистан, Ривэра облачился в доспехи всемогущего Рэмбо и, стараясь выглядеть на фоне афганских гор так же натурально, как смотрелся в пустыне Лоуренс Аравийский из одноименного фильма, стал вещать в прямом эфире о доблести соотечественников, хотя по сути дела гордился именно собой и - в нарушение женевской конвенции - собственным же "огнестрельным инструментом". Несмотря на мощную раскрутку его вояжа и - соответственно - вопреки ожиданиям миллионов зрителей, ни в одной из пещер, куда Ривэра "самоотверженно" вторгался вместе с камерой, ему так и не удалось застать Осаму бен Ладена. Отчаявшись, ветеран решился солгать - и притворился, будто очередной репортаж ведёт прямо по ходу стычки с боевиками Аль-Каеды. Одного из них, как вскоре выяснилось, изобразил его родной братец, телеоператор, обеспечивший также и правдоподобные звуковые эффекты, - близкий разрыв снаряда и ещё более близкий свист пули, от которой Ривэре чудом - на глазах у испугавшихся зрителей - удалось "уберечься". Когда благодаря репортеру из конкурирующего телеканала обман был раскрыт, Ривэра, "выказав уважение к телезрителям", извинился перед ними за "непредумышленную" ложь. Как и следовало ожидать, публика поверила и простила, ибо Ривэра, вычислила она, - патриот. И даже герой: отправившись в Афганистан, он временно отказался от должности телеведущего и тем самым, как поспешили сообщить удивленной публике, совершил во имя родины подвиг: согласился на меньший семизначный оклад! Что же касается Fox News, - дирекция канала не выказала никакого беспокойства по поводу "инцидента". Напротив, - она была весьма им довольна, ибо, подобно большинству телестанций, Fox News добивается от своих репортеров не честных репортажей, а умения компоновать и продавать зрителю эффектно обработанную реальность, - при том, что "обрабатывать" её можно, дескать, и ложью. Хотя реальность каждый опытный репортёр осмысливает, как и ждут от него, по-своему и хотя поэтому реальность выглядит на экранах многоликой, - она, конечно же, едина: верна не самой себе, а социальной программе корпоративного владельца канала. Тот же Fox News, перекупив - сразу после Сентября - у CNN примелькавшегося зрителям знатока конституционного права Грету Ван Састерен, велел ей во имя более проникновенного анализа правовых дискуссий подвергнуть собственную внешность "легкой" хирургической обработке. После месячного перерыва в кипучей деятельности 45-летняя Грета, выделявшаяся на CNN типологичностью облика, вынесла на экраны Fox News лицо, лишь частично "повторяющее" прежние черты. Она выглядела уже как юная Джессика Лэнг! Страдающая, правда, хронической зубной болью, поскольку левая челюсть правоведа "настаивала" на... гримасе неподвижности. Охочего до тонкостей американской конституции зрителя успокоили заверениями, что со временем - к моменту получения первого "длинного" чека - у Греты пройдет и "зубная боль". Будучи весьма смышлённой дамой, Грета, наверное, догадывается, что если боль и не пройдёт, она стоит нового - миллионного - оклада. И что, подобно всем иным примелькавшимся на экранах персоналиям с гримасой или без, ей, Грете, следует смириться с правилами: все они, эти персоналии, являются в глазах владельцев каналов лишь живым товаром, которому поручено живо же сплавлять зрителю другой, куда более важный, товар - потребную владельцам информацию. И пока владельцам хочется жрать, они скорее убьют корову, чем откажутся от... говядины! Ещё одна новостная телестанция, MSNBC, пошла после Сентября своим путем: вместо хирургического переосмысления примелькавшихся на конкурирующих каналах физиономий она решила подать зрителю совершенно новое лицо. Принадлежит оно дотоле безвестной Ашли Бэнфилд, умеющей, дескать, добиваться труднейшего эффекта в документальных телерепортажах, - имитации искренности. Бэнфилд была направлена в Пакистан, где - и это было жирно подчеркнуто - в знак солидарности с мусульманским населением региона она перекрасила волосы из охристого цвета в тёмно-каштановый! В своих репортажах Бэнфилд подчеркивала это и сама, придавая при этом глазам выражение, не оставлявшее сомнений в готовности всех американок страдать не только вместе с нищими мусульманками кандахарских гор, но даже - вместо них! Единственная оплошность её имиджмейкеров была усмотрена в том "огорчительном" факте, что те не догадались убрать с физиономии новой телезвезды массивные дизайнерские очки, мало популярные пока среди голодающих афганок. В настоящее время Бэнфилд пребывает в "недружественном" Тегеране. И выглядит, разумеется, совершенно иначе. Под стать персиянкам, страдающим от дефицита институтов демократии. Она напоминает американку столь отдаленно, что, не будь преподобный аятолла Хомейни мертвецом со стажем, он взял бы её в свой гарем. На том, правда, условии, чтобы - в согласии с нормами этого мусульманского института - Бэнфилд не произносила больше ни единого слова. Ибо словеса она - да! - таки произносит: уставившись в телекамеру невинными глазами из-под тёмной косынки, Ашли Бэнфилд неустанно забивает в вислые уши соотечественников звуки, заимствованные из бушевской партитуры. Той самой, которую, предположительно, озвучат скоро по-над "осью зла" и американские бомбардировщики. |