YANA DJINLETTERS FROM AMERICA ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ |
Двадцать первое столетие, начавшееся с
массовых убийств в Нью-Йорке и Вашингтоне, обещает войти в историю как
"интересное время". Впрочем, в согласии с терминологией китайского
проклятия, "интересными" следует назвать и все предыдущие. С того дня,
когда Каин умертвил брата, не случилось ни единой эпохи, которая
осилила бы злейшего из наших демонов, - нас же самих. Ничего нового не
произошло и три недели назад: люди снова выказали истории свою извечную
порчу. По традиции, американский президент в начале года отчитывается
перед народом о "состоянии нашего союза". Каждый раз он убеждает
жителей всех штатов, что "союз" крепчает! Последние взрывы доказали
иное: самый существенный из всевозможных союзов, союз двуногих
созданий, пребывает в том же плачевном состоянии, в каком был всегда...
Я пишу эти строчки под многоголосый аккомпанимент публицистов и
политиков, галдящих, что теперь уже, после происшедшего 11-го сентября,
"любомудрствовать и пускать интеллектуальные пузыри" - преступно,
преступно, преступно! Цель этих громких речений - охаять в глазах
публики тех и без того уж редких американцев, которые известны ей под
ставшей вдруг презрительной "кличкой", - "интеллектуалы". Таких, как
Сюзан Зонтаг, которая не стала участвовать в вопиюще нескладном хоровом
пении сенаторов и конгрессменов, затянувших перед растерявшимися
телекамерами патриотическую песенку на первом же своём собрании "после
происшедшего".
В отличие от народных избранников, которые, как выяснилось, давно уже
запаслись - втихаря от народа - противогазами на случай био-химической
атаки, горстка американских интеллектуалов подала далеко не бодрящий
голос. Та же Зонтаг, например, в ответ на бушевский диагноз, что атака
на Торговый Центр и Пентагон - признак трусости террористов, заявила:
куда трусливей бомбить объекты, удалённые от бомбящих субъектов на две
тысячи миль. Вместо того, чтобы распевать патриотические куплеты, она
осмелилась обвинять своё правительство, политика коего и обрекла на
мгновенную гибель нескольких тысяч американцев.
Увы и ах: хотя мои симпатии полностью принадлежат Зонтаг и иже с ней, -
боюсь, я вынуждена примкнуть к вульгарному многоголосию по той простой
причине, что времена- хотя и по-прежнему "интересные" - изменились. Да
теперь, видимо, поздно предаваться и законнейшим из сомнений, ибо,
говоря об опасности новой и более разрушительной катастрофы, думаешь
уже не столько о её корнях, сколько о сроке и прописке. К этому как раз
и сводится трагичность исторического существования человека, - к
"временной" необходимости опять и опять отбросить "любомудрые"
рассуждения о корнях всего и вся и снова вступить в союз с близоруким
уродом, известным под кличкой “real-politik”.
"Любомудрствующему" люду предвосхитить трагедию 11-го сентября было не
так уж и трудно. Оснащенный знанием истории, этой неумолимой науки о
жестокости, он и не сомневался, что "суперменовский" комплекс, которым
так навязчиво кичилась Америка, рано или поздно подведёт её под
дамоклов меч. Но та же история учит и тому, что подавляющее большинство
людей, то есть все мы, "нелюбомудрствующие", ничему у истории не
научились - и посему неизменно становимся её рабами, будучи коими сами
же упускаем любой иной шанс, кроме как "петь" под её дудку. Посему же -
при наступлении лихолетья и приближении катастрофы - нам не до
философии и прочих наук: кроме истории никакого иного выбора у нас уже
нет.
Продолжая эту невесёлую мысль, следует, наверное, вспомнить Сартра и
Камю, - интеллектуалов, которые, столкнувшись со злом во время Второй
мировой, "временно" перестали рассуждать и ушли в "сопротивленцы".
Подобно всем нам сегодня, они оказались перед выбором: жизнь или
смерть. Выбрали, естественно, первое. В те времена смерть называлась
"Гитлер". В наши, тоже "интересные" дни, она нарядилась в костюм
радикального ислама и обрела другое имя собственное - Осама. Какими бы
глубокими и справедливыми ни были претензии, которые мы предъявляли к
Штатам, - "после происшедшего" они, увы, утратили злободневность.
Причём, под "мы" я имею в виду не только американцев, но и весь
"остальной", "примкнувший" к истории, цивилизованный люд. Буш, который,
согласно расхожему мнению, "обрёл вдруг неприкасаемость в глазах
насмешников, ибо вдруг же поумнел", сформулировал дилемму в своей
простецкой, черно-белой, манере: люди, либо вы с Америкой, либо нет.
Хотя эта формула напоминает скорее фарс, чем философию, - выбор, мне
кажется, прост. Теперь - пусть и временно - вряд ли, увы, важно сколь
омерзительна неостановимая в умножении власти и имущества американская
"стратегическая" элита, которая, в конечном счете, и оказалась за
штурвалом в помянутых Боингах. И вряд ли, увы, важно сколь обоснованны
"шествия протеста" с участием недоучившихся лётчиков, вооружённых
факелами из пылающих пассажирских лайнеров. Лётчиков, не умеющими ни
взлетать, ни приземляться. Теоретически последние, возможно, и правы.
Практически - нет. Они должны быть и будут наказаны хотя бы потому, что
мы, близорукие невольники истории, не располагаем иным вариантом
решения. Согласно сущим законам, многосильный и имущий торжествует,
увы, над слабосильным и неимущим.
На всём протяжении Холодной войны между США и СССР мир наслаждался
роскошью "бесконечных" омнений. Те времена канули в Лету. Теперь мы
вступили в вульгарнейшую из эпох, куда более чреватую катастрофами, ибо
действие теперь уже куда более значимее любых словопрений. В эпоху,
когда единство понимается как сплоченная ненависть, поскольку - в
качестве тактики - она куда более продуктивна и целенаправленна, чем её
противположность, терпение и любовь. Теперь уже, увы, нам настало время
заткнуться и смириться с той самой историей, которую мы и сотворили.
Настало время выступить - пусть и неохотно - в нелёгкий поход против
наиболее чёрной их чёрных сил. Да, Америка - это последняя империя,
одержимая, как все предыдущие, комплексом абсолютной полноценности и
собственного превосходства, но куда более пагубной порчей, грозящей
этой империи, является сегодня варварство терроризма. Никто из нас,
кому неприемлемо крушение цивилизации, единственно надёжного "места
встречи Запада с Востоком", не вправе теперь бездействовать и искать
"рациональное зёрно" во всеразрушительной чуме террора.
И всё-таки приспустим-ка с глаз на мгновение родные нам "близорукие"
окуляры и вернёмся к "любомудрию". Мы привыкаем ко многому. Наутро
"после происшедшего" многие из тех, кто, подобно мне, проживает в
Вашингтоне или Нью-Йорке, всерьёз стали выискивать на карте отдалённые
от надвигающегося Армагеддона пункты для своевременной эвакуации и
спасения от гибели. К этой идее почти все, однако, быстро охладели.
Возможно, важную роль сыграла тут и документальная хроника из
Афганистана, где людей лишили всего кроме разве что глаз, источника
горестных слёз. Возможно и то, что мы, перестав питать жалость и к
самим себе, готовы признать вину за принятие роли творцов
современности, - роли рабов истории. |