YANA DJINLETTERS FROM AMERICA ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ |
Ну вот, опять! В
центре политических и социальных пререканий в Штатах - опять и опять
деньги. Но теперь уже спор пошёл не о бюджете, именуемом нашим
президентом "штучкой с уймой длинных цифр". Речь - о том следует ли
американскому правительству выплачивать репарации потомкам чернокожих
рабов. Последние заикнулись об этом впервые 20 с лишним лет назад, но
сегодня этот вопрос обрел актуальность сразу по нескольким причинам.
Во-первых, данные недавно завершенного Статистическим Центром
социологического исследования продемонстрировали, что - пусть и
неофициально - Америка продолжает оставаться сегрегированным обществом.
Граница, разделяющая белых и негров по таким показателям, как
образование, медицинское обслуживание и доходы, - эта граница
просматривается весьма чётко.
Во-вторых, 12-го июля - впервые в истории штатов - законодательный
орган Калифорнии поддержал предложение о выплате репараций за рабство.
Хотя с формальной точки зрения это постановление мало что значит, - его
символическое значение велико. Оно призывает Конгресс принять закон, в
соответствии с которым должна быть учреждена Комиссия по рассмотрению
требований о выплате репараций "американцам африканского
происхождения". Постановление содержит вдобавок требование, чтобы
правительство США принесло официальное извинение потомкам рабов. И -
учредило государственный Музей истории рабства в Америке.
Третьей причиной возрождения интереса к теме стали дискуссии в связи с
выходом книги ученого и писателя Рандала Робинсона, негра, -
"Задолженность Америки чернокожим". Основной тезис книги таков:
правительство обязано компенсировать потомкам рабов выплату за труд,
который принёс ему, правительству, огромную материальную выгоду. Тем
более, дескать, что в позапрошлом столетии правительство не выполнило
взятого на себя обязательства выплатить каждому из рабов "гонорар" в
размере "сорока акров земли и одного мула".
Вдобавок ко всему - отказ американского правительства от участия в
Конференции ООН в ЮАР по расизму вызвал сильное раздражение у лидеров
чернокожего населения страны. Они расценили это решение как пощечину
всем американским неграм. Правительство мотивировало "пощечину", то
решение не ехать в Африку, тем, что на Конференции была предпринята
злопыхательская попытка заклеймить Израиль. Негритянские лидеры страны,
однако, считают, что интересы американских граждан, то есть
афро-американцев, Вашингтон обязан ставить выше интересов
израильтян. Больше всего ответных пощечин досталось Госсекретарю
Коллину Пауэллу, негру, которого никто до сих пор не смел подвергнуть
критике. Виднейший - после Джесси Джексона - негритянский лидер Ал
Шарптон объявил, что "Пауэллу надлежало прибыть в ЮАР даже если это
потребовало бы от него сломать себе шею!" По слухам, сам Пауэлл очень
даже и желал объявиться на Конференции, но, будучи исправным солдатом,
не стал ломать себе шеи: подчинился воле администрации и не поехал в
Южную Африку.
Если кто и ломает себе шею в связи с вопросом о выплате репараций,
то -местная публика, большинство которой не допускает и мысли о
выплате. Это белокожее большинство, к которому, кстати, пристали и
некоторые негры, считает проблему репараций эфемерной, поскольку, мол,
рабство отменено давно, и сегодня во всей Америке не найти в
живых ни единого раба или рабовладельца. Впрочем, даже если
когда-нибудь и будет решено выплачивать репарации, - то и в этом
случае, учитывая скорость принятия подобного рода решений и их
воплощения в жизнь, пройдёт немало времени, пока какой-нибудь потомок
раба получит денежку.
На всякий случай публика нервно справляется у "знатоков" - о какой же
сумме идёт тут всё-таки речь. И кому надлежит раскошеливаться, - нам?!
Публике?! Один из "знатоков", Джек Уайт из журнала "Тайм", подсчитал,
что поскольку в Америку пригнали в своё время около десяти миллионов
рабов, - речь идёт о триллионах долларов. Ладно, а по какому праву,
вопрошает публика, взыскивать денежку с тех иммигрантов, - нередко,
кстати, даже чернокожих - которые прибыли в нашу обетованную землю
после отмены рабства? Или - каков должен быть критерий
доказательства, что предок того или иного афро-американца был рабом?
На последний вопрос, мне кажется, ответить нетрудно: если ты негр, а
дед твой и прадед жили в Штатах, то почти наверняка они собирали хлопок
в одной из Каролин. Отвечать на прочие вопросы я воздержалась бы.
Например, на такой: А как оно лучше, - получить какую-то сумму целиком
или разбить её на месячные порции? Справиться с этим вопросом вызвался
один из ультра-консервативных "мыслителей": Давайте-ка, действительно,
выдадим каждой негритянской семье по 50 тысяч, но со строгим условием,
чтобы никакой негр впредь никогда уже не заикался о расизме и не
требовал себе никаких социальных поблажек. Негритянские лидеры -
вполне, по-моему, оправданно - назвали это предложение "поцелуем Иуды".
Между тем, факт остаётся фактом: после реформ 1960-х годов американское
общество не раз выказывало щедрость по отношению к афро-американцам.
Билль, который известен тут каждому под именем Affirmative Action и
до сих пор вызывает острейшие дискуссии, предоставляет неграм почти
исключительные преимущества при получении образования, работоустройстве
и т.д. Хотя существование расизма в Америке отрицать невозможно, Affirmative
Action зачастую
предоставляет чернокожему больше шансов для получении прибыльной
должности, чем сравнительно более квалифицированному американцу, кожа
которого лишена пигментов, придающих ей черную окраску.
Вопрос о денежных репарациях вызывает, однако, куда более
противоречивые реакции в обществе, чем давно муссируемое предложение
лишенных упомянутых пигментов консерваторов приостановить наконец
действие Affirmative
Action. В поисках
выхода из тупика Афро-американские лидеры набрели на особенно
скандальную тропу: дайте нам землю. Поскольку, мол, белые с черными так
и не научились уживаться, давайте-ка жить врозь: отпустите наш народ в
обетованный уголок обетованной земли! А какие именно штаты из ваших
пятидесяти этот уголок составят - решим вместе...
Какою бы благонамеренностью это предложение ни отличалось или какой бы
благонравный уголок негры ни мечтали учредить для себя на террритории
Штатов, - ни одно государство в мире, благонравное или нет, - к
подобной альтернативе отнестись серьёзно не в состоянии. Вряд ли
белокожие американцы согласятся искупить свою вину перед неграми
передачей им подарочного комплекта, вмешающего в себя обе Каролины и
Алабаму. Французы до сих пор, например, не додумались подарить Лион
алжирцам ради того, чтобы хоть как-то искупить перед ними историческую
вину. То же самое - с Россией, так и не решившейся отступиться от
Чечни. Дело не только в жадности, но и в том, что, как поёт Боб Диллан,
"мы живём в политическом мире". Почему мне и кажется, что нынешние
дебаты о репарациях закончатся... ничем. К чему - ничему - я и
приравниваю результат, которого на вышеупомянутой Конференции в ЮАР
бывшие африканские колонии добились от потомков европейских
колонизаторов: PARDON MOI.
Дескать, извините. А добиться подобного же могут и американские негры
по той простой причине, что в наши дни - как, впрочем, и в прежние -
слова легко взаимозаменяемы и уж никак не являются... поступками.
Слова, слова, слова... |