YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ

яна джин

Покажи Денежку!

(Show Me the Money)
Moscow News

Ну вот, опять! В центре политических и социальных пререканий в Штатах - опять и опять деньги. Но теперь уже спор пошёл не о бюджете, именуемом нашим президентом "штучкой с уймой длинных цифр". Речь - о том следует ли американскому правительству выплачивать репарации потомкам чернокожих рабов. Последние заикнулись об этом впервые 20 с лишним лет назад, но сегодня этот вопрос обрел актуальность сразу по нескольким причинам.

            Во-первых, данные недавно завершенного Статистическим Центром социологического исследования продемонстрировали, что - пусть и неофициально - Америка продолжает оставаться сегрегированным обществом. Граница, разделяющая белых и негров по таким показателям, как образование, медицинское обслуживание и доходы, - эта граница просматривается весьма чётко.

            Во-вторых, 12-го июля - впервые в истории штатов - законодательный орган Калифорнии поддержал предложение о выплате репараций за рабство. Хотя с формальной точки зрения это постановление мало что значит, - его символическое значение велико. Оно призывает Конгресс принять закон, в соответствии с которым должна быть учреждена Комиссия по рассмотрению требований о выплате репараций "американцам африканского происхождения". Постановление содержит вдобавок требование, чтобы правительство США принесло официальное извинение потомкам рабов. И - учредило государственный Музей истории рабства в Америке.

            Третьей причиной возрождения интереса к теме стали дискуссии в связи с выходом книги ученого и писателя Рандала Робинсона, негра, - "Задолженность Америки чернокожим". Основной тезис книги таков: правительство обязано компенсировать потомкам рабов выплату за труд, который принёс ему, правительству, огромную материальную выгоду. Тем более, дескать, что в позапрошлом столетии правительство не выполнило взятого на себя обязательства выплатить каждому из рабов "гонорар" в размере "сорока акров земли и одного мула".

            Вдобавок ко всему - отказ американского правительства от участия в Конференции ООН в ЮАР по расизму вызвал сильное раздражение у лидеров чернокожего населения страны. Они расценили это решение как пощечину всем американским неграм. Правительство мотивировало "пощечину", то решение не ехать в Африку, тем, что на Конференции была предпринята злопыхательская попытка заклеймить Израиль. Негритянские лидеры страны, однако, считают, что интересы американских граждан, то есть афро-американцев,  Вашингтон обязан ставить выше интересов израильтян. Больше всего ответных пощечин досталось Госсекретарю Коллину Пауэллу, негру, которого никто до сих пор не смел подвергнуть критике. Виднейший - после Джесси Джексона - негритянский лидер Ал Шарптон объявил, что "Пауэллу надлежало прибыть в ЮАР даже если это потребовало бы от него сломать себе шею!" По слухам, сам Пауэлл очень даже и желал объявиться на Конференции, но, будучи исправным солдатом, не стал ломать себе шеи: подчинился воле администрации и не поехал в Южную Африку.

            Если кто и ломает себе шею в связи с вопросом о выплате репараций, то  -местная публика, большинство которой не допускает и мысли о выплате. Это белокожее большинство, к которому, кстати, пристали и некоторые негры, считает проблему репараций эфемерной, поскольку, мол, рабство отменено давно, и сегодня во всей Америке не найти в живых  ни единого раба или рабовладельца. Впрочем, даже если когда-нибудь и будет решено выплачивать репарации, - то и в этом случае, учитывая скорость принятия подобного рода решений и их воплощения в жизнь, пройдёт немало времени, пока какой-нибудь потомок раба получит денежку.

            На всякий случай публика нервно справляется у "знатоков" - о какой же сумме идёт тут всё-таки речь. И кому надлежит раскошеливаться, - нам?! Публике?! Один из "знатоков", Джек Уайт из журнала "Тайм", подсчитал, что поскольку в Америку пригнали в своё время около десяти миллионов рабов, - речь идёт о триллионах долларов. Ладно, а по какому праву, вопрошает публика, взыскивать денежку с тех иммигрантов, - нередко, кстати, даже чернокожих - которые прибыли в нашу обетованную землю после отмены рабства? Или -  каков должен быть критерий доказательства, что предок того или иного афро-американца был рабом?

            На последний вопрос, мне кажется, ответить нетрудно: если ты негр, а дед твой и прадед жили в Штатах, то почти наверняка они собирали хлопок в одной из Каролин. Отвечать на прочие вопросы я воздержалась бы. Например, на такой: А как оно лучше, - получить какую-то сумму целиком или разбить её на месячные порции? Справиться с этим вопросом вызвался один из ультра-консервативных "мыслителей": Давайте-ка, действительно, выдадим каждой негритянской семье по 50 тысяч, но со строгим условием, чтобы никакой негр впредь никогда уже не заикался о расизме и не требовал себе никаких социальных поблажек. Негритянские лидеры - вполне, по-моему, оправданно - назвали это предложение "поцелуем Иуды". Между тем, факт остаётся фактом: после реформ 1960-х годов американское общество не раз выказывало щедрость по отношению к афро-американцам. Билль, который известен тут каждому под именем Affirmative Action и до сих пор вызывает острейшие дискуссии, предоставляет неграм почти исключительные преимущества при получении образования, работоустройстве и т.д. Хотя существование расизма в Америке отрицать невозможно, Affirmative Action  зачастую предоставляет чернокожему больше шансов для получении прибыльной должности, чем сравнительно более квалифицированному американцу, кожа которого лишена пигментов, придающих ей черную окраску.

            Вопрос о денежных репарациях вызывает, однако, куда более противоречивые реакции в обществе, чем давно муссируемое предложение лишенных упомянутых пигментов консерваторов приостановить наконец действие Affirmative Action. В поисках выхода из тупика Афро-американские лидеры набрели на особенно скандальную тропу: дайте нам землю. Поскольку, мол, белые с черными так и не научились уживаться, давайте-ка жить врозь: отпустите наш народ в обетованный уголок обетованной земли! А какие именно штаты из ваших пятидесяти этот уголок составят - решим вместе...

            Какою бы благонамеренностью это предложение ни отличалось или какой бы благонравный уголок негры ни мечтали учредить для себя на террритории Штатов, - ни одно государство в мире, благонравное или нет, - к подобной альтернативе отнестись серьёзно не в состоянии. Вряд ли белокожие американцы согласятся искупить свою вину перед неграми передачей им подарочного комплекта, вмешающего в себя обе Каролины и Алабаму. Французы до сих пор, например, не додумались подарить Лион алжирцам ради того, чтобы хоть как-то искупить перед ними историческую вину. То же самое - с Россией, так и не решившейся отступиться от Чечни. Дело не только в жадности, но и в том, что, как поёт Боб Диллан, "мы живём в политическом мире". Почему мне и кажется, что нынешние дебаты о репарациях закончатся... ничем. К чему - ничему - я и приравниваю результат, которого на вышеупомянутой Конференции в ЮАР бывшие африканские колонии добились от потомков европейских колонизаторов: PARDON MOI. Дескать, извините. А добиться подобного же могут и американские негры по той простой причине, что в наши дни - как, впрочем, и в прежние - слова легко взаимозаменяемы и уж никак не являются... поступками. Слова, слова, слова...

            Ради произнесения их предлагаю представить себе такую - составленную из слов - сцену: американские индейцы, - потомки тех аборигенов, которых пришельцы не успели перебить, - составляют обращение к последним, т.е. к белокожим и чернокожим соотечественникам, с категорическим требованием выметнуться вон изо всех пятидесяти штатов сразу и продолжить споры о репарациях где-нибудь ещё. Только не в Америке.   
 

to the main page
к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz