YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИCЬМА ИЗ АМЕРИКИ

Яна джин

Семьдесят четыре года одиночества
 (Seventy Four Years Of Solitude)

Это эссэ было написано в августе 2000 г. в качестве еженедельной колонки для Moscow News. 
Опубликовано, впрочем, не было.

           Когда Габриэль Гарсиа Маркес спросил у Фиделя Кастро, давнишнего друга, что бы тому хотелось теперь делать до конца своих дней, кубинец ответил фразой, которая легко вписалась бы в любой из маркесовских романов; по крайней мере - в "Сто лет одиночества": "Я бы до скончания жизни просто шатался по улицам"... Эту мечту Фиделя, не ахти какую грандиозную, роднит с мечтами всех прочих людей одно-единственное качество, - неосуществимость. Если в его возрасте большинство людей занимается именно этим, - просто шатаются по пространству и времени, - Кастро так ни разу и не шатнулся.
           Я решила написать о кубинском президенте вовсе не потому, что на этой неделе его социалистическому государству исполнилось 47 лет или что самому Фиделю - "наборот" - 74. Хотя обе даты могут показаться кому-нибудь знаменательными, я пишу о нем потому, что он, Фидель Кастро, являет собой редчайшую ныне разновидность знаменитости, вспоминать которую следует отнюдь не только в юбилеи. Точнее говоря, он принадлежит к несуществующей когорте политических персонажей, которым ненавистны шатания и которые неизменно верны собственным убеждениям и принципам. Кастро выказал такую неслыханную по нынешним временам несгибаемость, что даже бесчисленным супостатам его не удается этого не отметить или этим не восторгаться. Причем, обильное наличие этих супостатов суть еще одна неизменная "деталь" жизни Фиделя Кастро. На неё, эту жизнь, за 47 лет правления Кастро покушались более 200 раз, и большинство этих покушений заказывала и оплачивала негодующая соседка - Америка. 
            К счастью, все эти попытки закончились плачевно. Я пишу "к счастью" постольку, поскольку не будь сегодня Кастро в живых, все его многоцветные хамелеоны-недруги, охотно подгоняющую собственную идеологическую окраску к любым оттенкам "общественного мнения", - все они оказались бы правы в утверждении, будто быть бунтарем и пребывать в живых по достижении тридцатилетнего возраста... невозможно. Независимо от того какова ваша собственная политическая окраска, дорогой читатель, вам придется признать, что невозможно как раз совершенно иное - найти в лексиконе этого человека такие слова, как "подладиться", "отступиться".
           Что касается меня, то я - даже при беглом взгляде на политическое "резюмэ" Фиделя - питаю неподдельное уважение к этому человеку, который в 27-летнем возрасте, возглавив горсть революционеров, вызвавшихся свергнуть режим Батисты на Кубе, одержал победу (причем, не с первой попытки!) - и в конце концов добился того, что страна из самой нищей и отсталой в Латинской Америке превратилась в самую продвинутую и развитую. Как только ему удалось одержать эту победу, Запад, особенно Штаты, учредил привычку уравнивать имя Фиделя Кастро с понятием нарушений прав человека. Чаще всего западные "свободолюбцы" ссылаются при этом на исход кубинской финансовой элиты из "острова Свободы" после захвата там власти Фиделем. В своем большинстве эта элита осела не так уж и далеко от острова, - на Флоридском полуострове. Том самом, где недавно разыгрывался очередной бесстыжий трагикомический фарс. Теперь - под названием "Права 9-летнего человека по имени Элиан Гонзалес". Того самого кубинского мальчика, который в конце концов был возвращен с "влюбившегося" в него полуострова на "ненавистный" мальчику остров. Возвращен любящему отцу, которому отказывали в этом возвращении  на том основании, что он проживает на "бесправном" острове.
            Возвращаясь же к Кастро, следовало бы пояснить, что предпринятое им 47 лет тому назад деяние следует именовать не "нарушением прав человека", а куда более лаконичным, но столь же более  адекватным словом, - "революция". Революция, которую осуществил у себя на острове Кастро, зиждилась на том принципе, что материальные ценности следует распределять между людьми поровну. Неудивительно поэтому, что та часть островной публики, которая не решилась на добровольное отчуждение собственных "излишков", оказалась либо в тюрьме, либо вне острова. Это должно быть понятно в согласии с тем очевидным обстоятельством, что состоялась война, которую эти люди проиграли. 
           Что же касается "прав человека", которые нарушаются на любых материках и островах испокон веков, то Фидель Кастро защищает их более успешно, чем его наиболее непримиримые хулители, - американцы. На Кубе полностью, например, изжита бездомность. И полностью же изжита безграмотность, например. Каждый кубинец - в пример той же Америке -вправе пользоваться медицинским обслуживанием, - бесплатным; причем, по всеобщему признанию, это обслуживание является на Кубе одним из лучших в мире. При этом подавляющее большинство кубинцев никоим образом не разделяет популярной на Западе неприязни к Кастро и именует своего лидера "по-домашнему", - Фидель. 
            Гарсиа Маркес, именующий Фиделя "утонченным интеллектуалом и принципиальным мужиком", объясняет уважение к нему кубинцев простым доводом. До Кастро Куба была не больше, не меньше, как американской колонией, этакой мусорной корзиной, которую, однако, охочие до забав американские миллионеры забросали угодными им злаками: игорными домами, домами терпимости, штаб-квартирами сомнительных бизнесов и прочими "площадками", на которых обычно буйно и цветет "свобода". В подавляющем большинстве кубинцы - на своей же земле - были прислужниками заезжих кутил. Кастро положил тому конец - и в подавляющем же большинстве кубинцы теперь считают себя не лакеями, а полноправными владельцами собственного дома. 
              Не знаю - как вы, читатель, но я лично не усматриваю тут... "нарушений прав..." Усматриваю же я в нем, в Кастро, другое: редчайшее единство не-эгоистических идеалов и неколебимой воли к их утверждению. Еще я усматриваю в нем неподдельный революционный дух, бескомпромиссно преданный собственной вере. Дух, отказавшийся подчиняться обстоятельствам, - и взамен сам их, обстоятельства, сотворяющий. Когда однажды по ходу интервью для американского телевидения его попросили назвать наиболее уважаемого им в истории человека, он ответил без промедления: "Христос, ибо он и сделал меня социалистом; он и заставил уверовать в возможность социальной справедливости и равенства." Несмотря на популярное ныне мнение, будто Кастро - душитель свободы, мне лично кажется, что сам Христос ответил бы Фиделю аналогичным комплиментом. Мне кажется еще, что Христу было бы приятнее оказаться в обществе того же Кастро, а не, скажем, Джорджа Буша-младшего, который недавно тоже кивнул на Спасителя как на "лучший образчик политического деятеля". А кажется мне это так хотя бы потому, что окажись Христос сегодня среди нас, - он вряд ли стал бы поддерживать взгляды Буша на смертную казнь или одобрять бушевский выбор вице-президента супердержавы. Я имею в виду Дика Чейни. Человека, посвятившего политическую карьеру борьбе с... равноправием.
            После того, как "надежнейший друг Кубы", Советский Союз, порешил с собой, а Фидель Кастро остался в полном одиночестве, он сумел еще доказать миру, что его страна является не "спутником" какого-нибудь "светилы", а самостийной звездой. Несмотря на призыв Папы Римского отменить торговые санкции против Кубы, Америка тоже продолжает быть неколебимой в желании наказывать это государство за его "неверность" Господу Богу. И наказывает его Америка излюбленнейшим средством, - долларом. Всякий, кто все еще уважает человеческую способность оставаться верным собственным убеждениям, не может не испытывать симпатий к кубинскому лидеру хотя бы потому, что пребывает он, Фидель Кастро, в полном одиночестве.

to the main page
к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz