YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ

яна джин

...в небелом состоянии

(Driving While Black)
Moscow News

Если уж ты родился чернокожим, то родился, значит, подозреваемым". Эта фраза принадлежит Крису Рокку, удачливому чернокожему комику. Большинство его "собратьев по коже" ничего смешного во фразе не находит. А не находит потому, что в этих "смешных" словах больше правды, чем юмора. Точно так же, как среди черных нищеты, страхов и насилия со стороны полиции гораздо больше, чем среди белых. Хотя в Америке давно уж объявлена "перестройка" народного сознания, точнее, кампания по утверждению "политкорректности", - с неграми дело обстоит не так, как "лучше, а так, как всегда". Статистическое Бюро державы только что обнародовало пренеприятнейшее известие для тех, кто поверил, будто державе удалось-таки одержать сокрушительную победу и над "расовыми предрассудками". Особенно огорчительным сие известие представилось плутоватым идеологам державы, требующим величать американских негров "корректнее", чем прочих: "американцами африканского происхождения".

             Как всегда, выяснилось, увы, лишь ...очевидное! Выяснилось, что американцы африканского, "черного", и не-африканского, "белого" происхождения живут, как всегда, врозь. "Сегрегированно". И участся в "сергегированных" школах. Как и лечатся в "сергегированных" же больницах. И т.д. и т.п. Но всё-таки утверждать, будто новые данные Бюро начисто лишены хоть чего-нибудь нового нельзя.

        Вдобавок к известному выяснилось, например, что белокожие американцы, расфасованные по заутюженным и сонным пригородам державы, имеют ныне куда более превратное представление о проблемах, с которыми сталкиваются в своем не-американизированном существовании их соотечественники "африканского происхождения". Если, скажем, 35 лет назад белокожая - по тем временам, городская - молодежь подпевала Бобу Дилану и рвалась в бой против расовой чумы, нынешняя молодежь - вслед за теми, кто составляли молодежь тогда, то есть вслед за повзрослевшими сверстниками Дилана - напевает иные песенки. Хотя песенки разные, - мотив у них одинаковый: Мы, братцы, живем в Америке, где каждый бьется за личное счастье, коего, братцы, меньше, чем братцев, и если тебе, увы, не сфартило, - такова уж, братец, фортуна твоя!

Под этот мотив я лично и скорблю, что бывшие хиппи перестали жрать галлюциногенные грибы урожая 60-х гг. и, протрезвев, припали к немытым оппортунистическим пяткам индийских гуру. Скорблю, что наркотики так и не успели выжечь им дотла мозги, в коих уцелели, увы, именно те клетки, которые и породили что породили: общество бесстыжего лицемерия, освященного неправедными законами. Скорблю, что судьба отказала им даже в блаженной нирванне, и "возвышенной безмятежности духа" они предпочли накачивание "суперменских" мускулов, которыми они грозят теперь остальному миру. Расположенному за пределами их пригородных чистилищ.

Теперь уже осевшие в них бывшие "революционеры" с прежним рвением голосуют за законы, усложняющие неграм шансы впускать благую фортуну также и в гетто. Один из таких новых законов, к примеру, дал полицейским право обыскивать "подозрительных автомобилистов", 80% коих, по недавнему опросу Гэллапа, составили чернокожие, остановленные и "ошмоненные" несмотря не ненарушение ими какого-либо правила. Сидеть за рулем в "небелом" состоянии сегодня, получается, опасней, чем в нетрезвом. Если в "небелой" машине фараон наткнется на окурок с марихуаной, водителю присуждают год условного заключения с обязательной еженедельной сдачей мочи на анализ. Проделывается это под предлогом очищения организмов "небелого" населения, то есть с целью очищения "белого" от афро-американцев. О чем и свидетельствует еще один недавний опрос Гэллапа: в больших городах державы (скажем, в столице) каждого второго афро-американца держат либо за решеткой, либо на условном сроке.

Американское правосудие, преследующее неприглядные цели под вывеской благозвучных лозунгов, убеждает публику смириться с расширением прав полиции, ибо-де иначе державе не выиграть похода против наркомании, - похода, организованного в свое время ослепительно белокожей рейгановской администрацией. Что же касается афро-американских вожаков, доводы которых звучат правдоподобнее, - они не сомневаются вот в чем: старик Ронни объявил войну не наркомании, а неграм, поскольку уже не считал их необходимым подспорьем в борьбе за Американскую мечту: мол, белый хлопок с плантаций весь уже собран - и теперь обойдемся без черных!

Если бы Америка, действительно, вела честную войну против наркомании, она постеснялась бы истерически идентичных результатов, добытых всякого рода группами по социологическому исследованию  населения. Эти результаты Государственный Совет по Изучению Преступлений обнародовал "черным по белому" еще полгода назад: 65% всех подростков-наркоманов проживает в "белой" сабурбии, тогда как 85% всех осужденных за наркоманию подростков составляют черные. Остаётся воскликнуть знаменитую фразу нашего косноязычного президента: "Такая мутная математика меня, господа, смущает!" Фразу, произнося которую Джордж Дабью имел в виду отнюдь не положение с соотечественниками африканского происхождения. Или даже тот факт, что после его восхождения на престол цифры, которыми измеряют объем общенациональной прибыли, "помутнели", - уменьшились.

Цифры, впрочем, и не нужны для того, чтобы убедиться в неизживаемости расовой дискриминации. Достаточно пары глаз. И, скажем, неутомительной для ног прогулки по улицам манхэттенского мидтауна. При такой прогулке отдыхают и глаза. Отдыхают на опрятненьких витринах опрятненьких магазинчиков или на белых скатертях разноцветных ресторанчиков, в которых отдыхают в основном белые американцы. Если же вслед за этим глаза при посредстве тех же ног переместить, скажем, в южный Бронкс, то глазам откроется картина, от которой мгновенно "устают" и ноги. Устают, но убегают прочь от вино-водочных ларьков, оснащенных пуленепробиваемыми перегородками и полуразрушенных домов, набитых грубым и нищим людом "африканского происхождения"! Стоит ли удивляться, что люди этого происхождения и изобрели некогда печальный блюз?

Впрочем, поют они теперь уже не только блюз. Черные подростки расхаживают сегодня с приемниками, из которых во всю их "многодецибелловую глотку" несутся на улицу совсем иные мелодии. Не меланхолические песенки Билли Холидея, жалующегося на гнусные условия, в которых влачит существование чернокожие дети американского юга. Нет, новые мелодии не жалуются, они... устрашают. И всю белую Америку пробирает дрожь. Это - рэп. Это - теперь уже истошнейший крик: "Если ты, братец, родился ниггером, -/ дави курок курковым фингером!"

У рэперов, как некогда у Мартина Лютера Кинга, есть мечта: поддать под зад корпоративной Америке. К счастью, они преуспели хотя бы в той мере, что их музыка заполонила всю "благонравную" Америку. Мягкозадых сабурбанитов охватывает ужас при виде своих маловозрастных потомков, танцующих под ритмы рэпа и щеголяющих в "костюмах", скроенных "дизайнерами" из гетто. Я им, сабурбанитам, по правде сказать, не сочувствую: такова уж, говорю себе, братцы, ваша фортуна! Не надо было вам, говорю ещё, продавать родной вам рок с молотка! Пожинайте теперь плоды!

Пожинают. Но - по-своему: варганят законы, "обеляющие" черный рэп. Наложением, скажем, запрета на продажу "рэповых" песенок с "крепкими выражениями". Это - как запретить торговлю блюзовых мелодий, навевающих... печаль. Впрочем, судя по расхожей сегодня "белой" музыке, подобное, увы, осуществимо. Почему, собственно, я лично только и надеюсь, что рэперы не уймутся - не уймут своего праведного гнева до той самой поры, пока сегодняшние "квалифицированные" правители не сойдут на нет, а вместо них страной и миром станут править иные, "неквалифицированные" люди "белого", "черного" и прочего происхождения


к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz