YANA DJIN

ЯНА ДЖИН


LETTERS FROM AMERICA

ПИЬМА ИЗ АМЕРИКИ

яна джин

Потанцуй же немножко!

(Dance A Little!)
Moscow News

  Случилось невиданное! И неслыханное! Совет Безопасности ООН проголосовал за вывод Соединенных Штатов из Комиссии по Защите Прав Человека! Американские газеты разразились гневными редакционными заявлениями, составленными из одного и того же вопроса в двух главных вариациях: где, мол, это видано, и - где, мол, это слыхано?! Нигде, дескать, еще совсем недавно нельзя было услышать или увидеть, чтобы Объединенные Нации терпели в Комиссии присутствие всякого там Судана или всякой там же Мексики, но изгоняли - кого? - нас, Америку?! Причем, на том основании, что мы, Америка, не "тянем нагрузки", прозванной "защитой прав человека"!
       И действительно: если бы мне предложили вдруг переселиться в какой-нибудь там Судан, который тоже не тянет означенной нагрузки, я бы невежливо отказалась от приглашения и осталась пребывать где пребываю, в Америке, ибо тут меня не станут лишать ни левой, ни правой руки в случае незаконного присвоения мною, ну... буханки хлеба. Да, упекут, конечно, в тюрягу, на пару суток, но - пока я буду негодовать и кричать "Караул!" - мне-таки будет, чем вцепиться в прутья тюремной камеры. Тем не менее, я настойчиво предлагаю соотечественникам умерить негодование по поводу решения ООН и призадуматься вот над чем: А почему это нас, Америку, все так дружно недолюбливают? Призадумавшимся же предлагаю не поспешать с легким объяснением: А потому, мол, что весь белый и небелый свет нам, Америке, ох как страшно завидует! 
         Столь легкое объяснение оказалось бы еще и верным лишь когда бы весь белый и небелый свет состоял исключительно из одного Судана. Или одного Пакистана. Действительно, если бы я, не будучи мусульманкой, жила в таком однотиповом мире, в том же или каком-нибудь другом Судане или Пакистане, и при этом отвергала такие "американские жупелы", как демократия и терпимость, - то я и сама заподозрила бы себя либо в мазохизме, либо в черной завистливости. Но свет состоит ведь и из других государств, - тоже, как Америка, не гнушающихся "демократии" и "терпимости". Есть, например, Швеция и Франция. Или Голландия и Дания. Есть и другие, где людям, как и в Америке, не отрубают рук даже за крупное воровство и где, стало быть, ворующим плюс неворующим живется... привольно. Вместе с тем рядовой парижанин, неспеша попивающий кофе на Монмартре в свой двухчасовый обеденный перерыв, вряд ли согласится обменяться местожительством с рядовым же вашингтонцем, выстаивающим очередь за "скорым сэндвичем" в одной из забеголовок вдоль Пенсильвания авеню. Если же вдруг на Монмартре и обнаружится подобный мазохист, - расступитесь, "махаюсь" с ним я! 
 Поскольку, увы, таковых не видно, - вместо суматошных действий, связанных с переселением в Париж, мне приходится ограничиться бесстрастными рассуждениями: чуть ли не повсеместная неприязнь к Америке не имеет ничего общего с завистью, на что, как правило, Америка и "жалуется", хотя эта акция и не вяжется с состоянием духа "жалобщицы", - с ее необоснованным нарциссизмом и растущим комплексом собственного превосходства. Неприязнь объясняется тем, что заносчивость и лицемерие - пусть даже эти качества проявляются в поистине "грандиозных", американских, пропорциях - мало кого прельщают. В стремлении к обретенному статусу единственной в мире супердержавы "жалобщица" ведет себя как... первый парень на селе, который, став наконец таковым по мнению села, перестал считаться с этим мнением, ибо нарастил могучие бицепсы. Дефилируя по селу с засученными рукавами и самодовольным выражением на лице, он утратил, однако, воображение, то есть "забыл", что рано или поздно односельчане погонят его из... ООН. Его реакцию на изгнание, то есть удивление, люди, помнящие историю, - в каком бы селении ни проживали, - не разделяют. Как не разделили они в свое время удивления в связи с "изгнанием из бытия" Советского Союза, гнушавшимся слабосильными соседями. Америку, впрочем, отличает от Советского Союза или другой бывшей империи, Римской, редчайшее качество, возведенное в ранг конституционного закона, - способность к самокритике, то бишь Билль о Правах, включая право на критику всего и вся. Право, предоставленное каждому "сельчанину Билли". 
         Но не Билли, а Билль и превратил Америку в более достойное место, нежели нелестно помянутый Судан. Беда, впрочем, заключается в том, что вот уже довольно долгое время этот Билль постепенно "уедают", в результате чего сложилась зловещая ситуация: малейшее отклонение от стиля существования "сельчанина Билли" последний и иже с ним расценивают как посягательство на их благоденствие. Чего я демократией, конечно же, не называла бы. Что же касается более наблюдательного и опытного американца, чем я и тот же "сельчанин Билли", - видного писателя и социального критика Гора Видала, - тот даже назвал США "Соединенными Штатами Амнезии". При этом он имел в виду несметное число "новых" законов и постановлений, назначение коих заключается именно в "амнезировании", "уедании" элементарнейших прав американцев. К примеру, Верховный Суд признал... "неконституционной" практику прописывания марихуаны в целях лечения каких бы то ни было заболеваний. Что же касается курения табака, оно - теперь уже почти всюду в Америке - влечет за собой либо серьзный штраф, либо даже тюремное заключение. Распитие пива на улице гарантирует суточное пребывание в камере и судебное разбирательство этого "преступления". Лающий на улице пес подводит своего владельца под особую статью! Учитывая тот факт, что нынешний лидер единственной супердержавы так и не научился грамотно выражать "мысли" на родном языке, правовая система державы, осуждающая четвероногих за моносиллабический способ самовыражения, представляется мне по меньшей лицемерной. Полицейский вправе остановить и арестовать вас, если вы забыли связать себя в автомобиле "ремнем безопасности". Следует ли из этого делать вывод, будто ваша безопасность действительно занимает умы Верховных Судей супердержавы? И если хоть кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно, - то не пора ли тогда бездомным американцам просить у Судей взаймы для приобретения или проката жилищного помещения? Нет, не пора, ибо, правовая система  державы не способна услышать бездомных по простой причине: она их не способна и видеть. А не видит она их по той - тоже простой - причине, что видит и слышит только тех, кто владеет хоть каким-нибудь капиталом. Тем не менее, если вам повезло и вы принадлежите именно к владеющим, - в частности, к владеющим жилищным помещением, - то этому жилищному помещению надлежит смотреться точно так же, как смотрятся прочие жилищные помещения в округе! Иначе вас могут... засудить. Как засудили бы вы сами себе же подобных! 
         У кого и где заимствовали американцы это истерическое рвение к оболванивающей единоликости и оболванивающему же порядку? Отнюдь, разумеется, не в тех принципах, которые легли в свое время в основу создания американского общества. Мне сдается, что нынешние законодатели черпают вдохновение - пусть даже тайно - в нацистских учебниках, воспевавших осанну прежде всего единоликости и порядку. Еще более уродливым представляется мне сам тот факт, что вводимые ими законы ни к какому "укреплению порядка" так и не привели. Привели они, увы, к иному, - к росту числа "рассерженных людей", включая людей маловозрастных, которые с нарастающей частотой взрывают общественные сооружения и открывают в них пальбу из ручных автоматов. Еще же мне кажется, что смертная казнь за подобные формы выражения рассерженности ни в какой мере не сможет обуздать растущей в обществе рассерженности. Как бы изощренно ни пытали "виновников" беспорядка, как бы настойчиво ни добивались того, чтобы "плохого" мальчика судили и казнили ничуть не милосердней, чем "плохого" дядю, - порядка от этого не прибудет. Ни в самой Америке, ни в любой другой стране. К тому же, конечно, - никакой порядок не заслуживает даже своего имени, если строить на почве, в которую закопали личностные правы и свободы. Куда более своевременной оказалась бы в Америке кампания по скоростному "взрослению" общества и избавлению его от таких давно уже сгнивших жупелов, как "семейные ценности", "око за око" и пр. Присягая в верности Христу, Америке следовало бы вспомнить и о том, что, по его просвещенному и освященному мнению, резко отличавшемуся от мнения нынешнего американского генпрокурора Ашкрофта, философия мести и сурового наказания не способна положить конец хоть какому-нибудь на свете злу. Сей генпрокурор Ашкрофт начинает свой каждодневный труд по отправлению правосудия с того, что сзывает подчиненных на утренник по изучению Библии. Самые здравомыслящие из подчиненных  утренника не посещают, ибо, как они публично в том признаются, учения вызывают у них сильную тошноту,  а сам "учитель", господин генпрокурор, - столь же сильное подозрение в его умственной адекватности. 
         Сделал недавно публичное признание - причем, горделиво! - и сам генпрокурор. Он, оказывается, ни разу в жизни не танцевал...

 


к главной странице

to the content of essays page
к списку эссэ


Hosted by uCoz