YANA DJIN

ЯНА ДЖИН



LETTERS FROM AMERICA

ПИСЬМА ИЗ АМЕРИКИ

Yana Djin -- Realm


Настоящие выборы
(Tough Elections)

Moscow News
July 12, 2000
 

          В течение последних месяцев на унылой холстине социальной иполитической возни в Америке возникли яркие мазки. СМИ – с возбуждением, которому позавидует экспрессионист – голосят о самых разных «спорных» вопросах. К кавычкам я обратилась лишь потому, что ни один из этих вопросов спорным или даже «живым» на фоне лика мира сего казаться не должен. Нормального человека не должно, например, пугать право на аборт в мире, в котором каждый третий из «неабортированных» и посему рождённых людей... голодает.  Не должен он бить в набат и в случае если подоходный налог в краю обильных доходов повыситься на йоту. Число недораспроданных персональных компьютеров всё равно окажется ниже числа войн, бушующих в нынешнем мире. Что же касается «проблемы» молитвы в начальной школе, то её надо бы просто «сплюнуть» с повестки дня. Так ли уж важно – пробубнит ли себе под потный нос средний сверхупитанный американский школьник «святые» словеса перед началом урока?! И потупит ли при этом взгляд – отведёт ли от всего мирского?!
          Американские СМИ зато тем и занимаются, что отводят взгляд от всего, что им прежде всего и положено разглядывать в мирском. Вместо того чтобы заметить на улице бездомных, чёрных и белых, то есть говорить о праве на жилище, они замечают лишь голубых, - говорят о праве на однополую любовь. «Промашка», конечно, идёт не от глупости, а от лицемерия. Учитывая, впрочем, что последнее служит горючим для любого имперского движка, можно было бы заключить, что нормальному человеку беспокоиться в Америке не о чем.
          И всё-таки есть вопрос, от которого отмахнуться невозможно. Этот вопрос, смертная казнь, обрел в Америке нежданную популярность, которую приписывать внезапному же обострению совестливости или чувствительности госмужей и (н)иже с ними тоже, разумеется, невозможно. Наоборот: и сами эти мужи, и публика в их подавляющем большинстве спокойно относятся к факту, что Америка – единственная на Западе страна, практикующая вышку. Причина, которой этот вопрос обязан бестселлерским бумом, носит календарный характер: президентские выборы. Каждая политическая система вынуждена притворяться, будто, наконец, пробудилась от спячки и решила «зализать» незакрытые раны. Происходит это, увы, с календарной надоедливостью – перед выборами или после них. Взять хотя бы приход «путинского порядка». О каком только не вспоминали в связи с ним! О плохом, например, сталинском. И чего только не предвещали! Массовых арестов хороших людей, например. А задержание отдельно взятого олигарха возбудило у когорты «пророков» апокалиптические видения. 
 Примечательно, однако, что в России даже по этому мелкому вопросу (пусть речь и идёт о возможном крупном воре) можно насчитать больше мнений, чем в рамках американской политической машины - по вопросу о смертной казни. Нынешнее позорное её единодушие – сравнительно новое явление. 
         Подобно абортам и школьным молитвам, смертная казнь служила прежде водорозделом между правящими партиями – демократами и республиканцами. Сегодня и те, и другие стали «искренней». Вместо того чтобы мобилизовать общественное мнение они подстелились под него – и гордятся этой позой. Более 75% американцев не желают допускать отмены смертной казни – и демократ Гор вкупе с республиканцем Бушем не желают того же. В прошлом демократы выступали против вышки из тех прагматических соображений, что она не сдерживает роста преступлений: самый быстрый приходится, дескать, на штаты, где её практикуют. Республиканцы, между тем, выказывали более интимное знакомство с людской природой. Они неизменно выигрывали голоса избирателей, разжигая в них низменную жажду мести и низменную же страсть к наказательству. Демократы тоже освоили ковбойскую мораль и тактику – и борьба за власть в Америке стала выглядеть как театр абсурда. Две основные противоборствующие партии теперь никак друг от друга не отличаются. Нынешний избирательный процесс в Америке лишает юмора анекдот советских лет: выборы нельзя считать настоящими пока не найдём второго кандидата.
          Если Наполеон был прав, что тупость - достоинство политика, то следует ждать лёгкой победы Буша. Стоило ему впервые открыть рот по ходу кампании, не распознать в его реченьях примитивных раскладок техасского жлоба оказалось трудно. Помимо такого же, как у Гора, «благородного происхождения» из политической знати, Буша отличает редкое единство феноменальной неосведомлённости и крайнего же жестокосердия. Последние пять с половиной лет он исполняет должность губернатора Техаса – и в течение этого срока там казнили больше людей, чем за всю историю штата. Сто тридцать пять! Эта цифра вогнала бы в краску даже «серийного убийцу».
          Недавно в штате казнили 136-го – Гэри Грэма. Казнь вызвала протесты: появились подозрения, что преступление, за которое его собрались казнить, совершил не он. Вина не подтверждалась ни вещественными свидетельствами, ни показаниями большинства очевидцев. Тем не менее с благословления Буша, возможного завтра лидера «свободного мира», Грэма умертвили. Буша более всего тревожит именно эта возможность пробиться в президенты – и поэтому он решил ешё раз предстать перед «охочей до правосудия» публикой стойким ковбоем, - для чего понадобилось не так уж и много: пренебречь конституционными правами (и жизнью) неимущего негра. 
 Несколько лет тому назад, кстати, демократ Клинтон продемонстрировал народу свою «несгибаемость» аналогичным жестом - прервал предвыборную кампанию специально для того, чтобы поприсутствовать в родном штате на церемонии смертной казни. Несгибаемость свою ему следовало бы доказывать в ином действии, при исполнении которого он и был застигнут с опущенными трусами.
          Что же всё это говорит тому же нормальному человеку об американской публике? Говорит простое: она лицемерна и выбирает президентов, которых заслуживает - либо малознающих  жлобов, либо просвещённых трУсов; она пускается в рассуждения о правосудии или справедливости не тогда, когда того требует действительность, а тогда, когда это выгодно вождям, которые перевирают как принципы правосудия, так и принципы справедливости. А если эти принципы и уважены именно в эти особые горячие для вождей деньки, то сам этот факт отражает скорее не истинность, а лживость ситуации в целом. В частности, - лживость выбора. 
           За кого же следует, стало быть, поднять руку 4-го ноября? Я лично поднимать её не буду ни за кого. 

to the main page
к главной странице

to the content of essays page
к списку эссе

Hosted by uCoz